Кавказская пленница – как создавали кинохит Если бы какой-нибудь американский режиссер снял два фильма подряд с такими кассовыми сборами, какие были у «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы», он проснулся бы мультимиллионером. И неважно, что здесь авторы киношедевров влачили такое же существование, как и выдуманные ими герои. Важно лишь то, что успех Гайдая в шестидесятых никакому Спилбергу и не снился.
«Кавказская пленница» вышла на экраны в 1967 году. Как раз после потрясшего кинематографистов успеха «Операции «Ы». К тому времени забавный студент Шурик полюбился уже всей стране, государство зарабатывало на кинопрокате огромные деньги, а Гайдай стал признанным режиссером, с чьим мнением считались и которому позволялось то, о чем остальные его коллеги только мечтали. Словом, все сложилось чрезвычайно удачно.
Идея фильма возникла сама собой, когда Гайдай прочитал в газете романтическую историю. В закавказской республике влюбленный джигит похитил девушку. Сентиментально и одновременно шокирующе-абсурдно в контексте советской действительности. Позже появились публикации о том, что партийные боссы на Кавказе заводили себе гаремы, свободно покупая любую приглянувшуюся девушку. Над этой ситуацией надо были либо смеяться, либо грустить. Режиссер выбрал первое, и Шурику предстояло вновь появиться на экранах.
Первый, к кому обратился Гайдай - его друг Юрий Никулин. С выбором остальных актеров ситуация была сложнее. Режиссер считал, что Трус, Балбес и Бывалый свое уже отработали и вряд ли могут представить что-нибудь интересное. Гайдай вообще был скор на выводы, но на съемочной площадке знаменитая троица и правда порой заставляла сомневаться в правильности решения.
Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. Так что нередко вместо него в кадре появляется похожий по телосложению дублер.
Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Таким «призом» были награждены и Никулин за эпизод с почесыванием ноги, и Вицин за сцену «прививки» Бывалого...
По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц, фильм удался. Удался настолько, что «Операцию «Ы» обгонит по всем показателям. Однако после первого просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Цензуре не нравилось ничего. Было проще положить фильм «на полку» и признать полное фиаско, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.
Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа», - вспоминает сценарист картины Яков Костюковский.
Мало кто знает, что в тех же шестидесятых был готов сюжет для продолжения «Кавказской пленницы». Товарищ Саахов попадает в тюрьму, где становится руководителем лагерной самодеятельности. Для кавказца - занятие смерти подобное. После множества злоключений он выходит на свободу и надеется возобновить карьеру.... Однако его должность уже заняла... Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но вездесущее Госкино осуществить планы не позволило.
Дарья Печорина